Цивилизационным потенциалом христианских ценностей, значимостью самого факта приобщения к христианскому миру для культурного развития Руси, так и непростыми межконфессиональными взаимоотношениями католиков и православных, проживавших в польско-литовском государстве. Последнее обстоятельство придало позиции польских авторов динамизма, в своих сочинениях они не ограничивались лишь простым пересказом фактов, заимствованных из источников различного происхождения, а выражали собственное отношение к православной религиозной ориентации Руси, обусловленной особым характером ее отношений с Византией.
Об этих отношениях Длугош впервые упоминает, описывая визит княгини Ольги «в Константинополь к грекам», в ходе которого она была «обучена основам христианского вероучения» константинопольским патриархом. В некоторых списках хроники отражена попытка Длуго — ша датировать это событие путем привязки его ко времени правления императора Иоанна Цимисхия, что не соответствует датировке визита Ольги русскими летописными памятниками. Особое внимание Длугош уделяет сюжету выбора веры князем Владимиром. Греки фигурируют в числе народов, религиозные обряды которых изучались русскими посланниками, описывается торжественный прием, оказанный им в Константинополе императорами Василием и Константином, наконец, приводятся аргументы в пользу выбора «греческой веры» — наличие в греческих церквях «красивого убранства» и «чувство сладости» , испытанное послами во время греческой службы.
Свежие комментарии